Статьи
Применение модели компетенций при подборе специалистов телефона неотложной психологической помощи
Меновщиков Виктор Юрьевич
30 Dec 2014 года
Представлена авторская модель компетенций телефонного психолога-консультанта. Выделены пять групп основных характеристик, которые следует учитывать при подборе и отборе специалистов.
Зайчикова О.В., Меновщиков В.Ю., Петроченко Н.А. Россия, г. Москва, Московская служба психологической помощи населению E-mail: tnpp@yandex.ru
Представлена авторская модель компетенций телефонного психолога-консультанта. Выделены пять групп основных характеристик, которые следует учитывать при подборе и отборе специалистов.
Практика телефонного консультирования занимает значимое место в системе психологической помощи. Достаточно сказать, что обращаемость за психологической помощью по телефону достаточно высока. Однако, ожидания граждан от данной помощи, не всегда могут быть реализованы. Это связано как, с неадекватными установками и особой проблемностью части клиентов , так и с тем, что не все, даже достаточно квалифицированные и подготовленные в области очного психологического консультирования психологи, могут оказать эффективную дистанционную (дистантную) помощь.
Как показывает социальная практика, подбор и подготовка психологов-консультантов и волонтеров к этой деятельности осуществляется традиционно, без учета специфики данного вида консультирования. Такое положение обусловлено отсутствием конкретных требований к социально-психологическим особенностям телефонных психологов-консультантов и соответствующих процедур работы с персоналом. Хотя в некоторых исследованиях (М.В. Молоканов, И.Г. Сизова, Е.В. Юдина, и др.) изучалась зависимость между личностными качествами психолога и эффективностью консультативной деятельности (Полина, 2010), перечень профессионально важных качеств телефонного психолога-консультанта, до сих пор никак не структурирован. Соответственно его сложно использовать в целях профессионального подбора и отбора, обучения и супервизии консультантов для работы в соответствующих службах телефонной помощи. Для выработки более эффективной методики решения обозначенных выше задач, мы предлагаем обратиться к компетентностному подходу, широко применяемому в организационной психологии (Спенсер Л.М., Спенсер С. М., 2005; Уиддет, Холлифорд, 2003).
Разные люди по-разному определяют термин «компетенция», все зависит от того, какая у них цель и какой подход они используют. Но есть одна вещь, с которой согласятся все: этот термин определяет нечто, что должен уметь делать человек, чтобы справиться со своими должностными обязанностями (Хэндлер, 2004). Другими словами, Компетенция - это знания, навыки, способности или иные характеристики, связанные с выполнением профессиональной деятельности на высоком уровне, такие как решение проблем, аналитическое мышление или лидерский потенциал и т.п. Некоторые определения компетенции включают также мотивы, убеждения и ценности (Mirabile, 1997). Отечественные авторы определяют компетентность как совокупность ряда личностных характеристик, свойств, способностей, навыков и особенностей мотивации, которыми должен обладать человек для успешной работы в рамках заданных типов задач конкретной должности или организации в целом (Базаров Т.Ю., Шмелев А.Г. и др.).
Проанализировав основные характеристики деятельности телефонного консультанта, и используя более чем четырехлетний опыт подбора сотрудников на телефон неотложной психологической помощи МСПП, мы предлагаем свою структуру компетенций Телефонного консультанта. Основные характеристики этой структуры представлены в следующей таблице:
Таблица 1.
Следует отметить, что предлагаемая нами модель компетенций это только первый этап решения задачи. Полная методика отбора, включающая конкретный инструментарий, находится в процессе разработки и апробации.
Литература:
1. Полина Л.В. Социально-психологические и личностные особенности психологов-консультантов в сфере телефонного консультирования // Психологическое консультирование Онлайн. №2, 2010. С.24-39.
2. Спенсер Л.М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. М.: HIPPO, 2005.
3. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: HIPPO, 2003.
4. Шмелев А.Г. Редакция Ht.ru, 23 января 2009. http://www.ht.ru/press/articles/?view=art371
5. Хэндлер Ч. Компетенция: что это такое и для чего это нужно? Источник: http://www.hr-zone.net/ Дата публикации: 25 октября 2004 года.
6. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling. Training and development. august, 1997. 73-77.
APPLICATION OF COMPETENCY MODEL AT SELECTION OF PSYCHOLOGISTS OF THE URGENT PSYCHOLOGICAL HELP
Zajchikova O. V, Menovshchikov V. Ju, Petrochenko N.A.
Russia, Moscow, the Moscow service of the psychological help to the population
The author's competency modeling of the telephone psychologist-adviser is presented. Five groups of the basic characteristics which should be considered at selection of psychologists are allocated.
Автор статьи: Меновщиков Виктор Юрьевич