Программа «Московская Школа телефонного и интернет-консультирования»
Общий объем программы: 460 академических часов
I модуль: Обучающие семинары-тренинги (168 часов)
1. Основы психологического консультирования
(16 ауд. час.)
Ведущие: В.Ю.Меновщиков
Понятие о психологическом консультировании. Краткая история консультирования «лицом к лицу», телефонного и интернет-консультирования.
Теоретические основы консультирования (подходы К. Роджерса, А. Айви и др.). Консультирование и психотерапия.
Стадии психологического консультирования. Наиболее часто предъявляемые проблемы клиентов. Диагностика состояния клиента на дистанции. Ориентации клиентов и «мифология» клиента. Приемы и методы психологического консультирования в сети. Жалоба, проблема, запрос клиента. Контрактирование. Нерефлексивные и рефлексивные приемы консультативной работы. Уточнение, перефразирование, резюмирование. Конфронтация. Интерпретация. Рассмотрение вариантов решения. Типичные ошибки консультантов. Завершение консультирования.
2. Профессиональная позиция консультанта и особенности телефонного консультирования
(48 акад. часов)
Ведущие: А.А. Камин, Н.А.Петроченко, И.В. Постников, Е. Сергеева
Истрия развития телефонной помощи. Международные организации телефонной психологической помощи (Befrenders International, IFOTES, Life Line).
РАТЭПП.
Организация работы Телефона экстренной (неотложной) психологической помощи и Телефона Доверия.
Формирование профессиональной позиции консультанта. Границы консультирования, ответственность консультанта.
Особенности телефонного консультирования (работа с постоянными абонентами, с людьми, находящимися в психопатологическом состоянии, границы телефонного консультирования).
Особенности работы с детьми и их родителями.
3. Особенности интернет – консультирования
(48 акад. часа)
Ведущие: В.Ю.Меновщиков, Д.С. Дроздов, В.П. Белянин
Типы психологических услуг в Интернет. Информационные ресурсы (в т.ч. определенные виды услуг), гиды самоусовершенствования, психологическое тестирование и оценка; помощь в решении войти в терапию; психологическое консультирование через электронную почту или форум; консультирование в реальном времени через чат, веб-телефонию или видеоконференции). Мифы и реальности психологического консультирования в сети интернет. Плюсы и минусы дистантного консультирования. Консультирование в синхронном и асинхронном режимах в службах неотложной (экстренной) психологической помощи.
Раздел 2. Интернет-консультирование в реальном времени
Тема 3. Консультирование в реальном времени через веб-телефонию или в режиме видеоконференции.
Консультирование в реальном времени через веб-телефонию или в режиме видеоконференции;
Оборудование для веб-телефонии и проведения консультирования посредством видеоконференций. Сходство и различия с консультированием «лицом к лицу».
Телефоны Доверия и Телепсихология.
Раздел 3. Психологическое консультирование с использованием чат-технологий ( ICQ и т.п.).
Тема 4. Психологическое консультирование с использованием чат-технологий ( ICQ и т.п.). Работа на форумах.
Сходство и различия консультирования через чат с традиционным консультированием. Преимущества и недостатки. Построение диалога в чат- консультировании. Самопредставление клиента и консультанта. Требования, предъявляемые к обратной связи.
Работа на форумах.
Эмпатическое «слушание» через текст.
Приемы консультирования в чат-режиме и использование ICQ и др.. Особенности работы с различными категориями клиентов. Типичные ошибки консультанта.
Раздел 4. Асинхронное психологическое консультирование
Дистанционный анализ личности по речи
(8 акад.часов)
Ведущий: В.П. Белянин
Введение в психолингвистику. Дистанционный анализ личности. Возможности и ограничения анализа личности по речи. Количественные показатели речи. Индивидуальность речи. Семантические показатели речи. Характеристики устной речи. Характеристики письменной речи. Речь экстравертов и интровертов. Язык и гендер. Язык и возраст. Эмоционально-смысловая доминанта текста. Анонимные тексты. Речевая маска. Записки с угрозами. Записки самоубийц. Личность автора в тексте.
Стадии и приемы асинхронного психологического консультирования
Стадии психологического консультирования. Наиболее часто предъявляемые проблемы клиентов. Диагностика состояния клиента на дистанции (через текст). Ориентации клиентов и «мифология» клиента. Приемы и методы психологического консультирования в сети. Контрактирование в асинхронном режиме. Нерефлексивные и рефлексивные приемы консультативной работы в асинхронном консультировании. Уточнение, перефразирование, резюмирование. Конфронтация. Интерпретация. Завершение консультирования в асинхронном режиме.
4. Специальные вопросы экстренной помощи по телефону и через интернет
(16 + 16акад.часов (кризис+суицид) + 16 акад часов (горе и все остальное) = 48 акад часа
Ведущие: Ю.А. Ионов, Е. Сергеева
4.1. Кризис, стадии развития кризисного процесса, кризисная интервенция.
4.2. Психологическая помощь при суицидальных тенденциях и намерениях.
4.3. Особенности экстренной помощи людям, пережившим утрату.
4.4. Цикл насилия, возможности психологической помощи.
5. Супервизия в телефонном и интернет-консультировании
(акд. Часы см. 2 модуль)
Супервизия на телефоне неотложной психологической помощи и в интернет-службах. Формы супервизии. Возможности супервизии на дистанции. Профилактика синдрома выгорания. Личность психолога-консультанта и его личностный рост.
II модуль: Обучение через практический опыт
- Практика на ТНПП Московской службы психологической помощи населению (МСППН) в течение 1 месяца (7 занятий по 4 часа)
- Стажировка на волонтерском ТД и Интернет-портале Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК Онлайн-Института) при супервизии консультантов ТНПП МСППН и ФПКО (182 часа) [1]
- Работа в супервизорских группах ТНПП и ТД ФПК Онлайн-Института (12 встреч по 4 часа)
- Участие в группах личностного роста (3 встречи по 8 часов)
- Индивидуальное консультирование и психотерапия (10 сессий по 1 академическому часу)
Гибкий режим занятий позволяет пройти обучение без отрыва от основного места учебы или работы. По окончании программы выдается Свидетельство о повышении квалификации в области психологического консультирования по телефону и через Интернет с указанием часов практической работы, личной психотерапии и супервизии.
Для жителей других городов есть возможность пройти обучение в три учебных сессии: параллельно с обучающими семинарами-тренингами, по несколько часов в день проходит стажировка на Телефоне экстренной психологической помощи при супервизии квалифицированных консультантов.
Заявкой на участие в программе является заполненная анкета. Решение о приеме на обучение будет приниматься после прохождения собеседования. Иногородние участники проходят собеседование через СКАЙП.
Заявки принимаются по адресу: helpletter@ mail.ru
ОБЩИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВ = 168 час. (основной тренинг) + 292 часа (28 практика + 48 супервизия +личн рост 24 +10 терапия (на одного = 110 часов) + 182 часа стажировка = 460 часов
ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОГРАММЫ:
Белянин Валерий Павлович – доктор филологических наук, кандидат психологических наук, профессор по кафедре психолингвистики. Известный психолингвист, специалист по дистанционному профайлингу, автор монографий по психологии художественной литературы, автор учебника «Психолингвистика». Сертифицированный член Онтарийской ассоциации психотерапевтов (Канада), член Онтарийской психологической ассоциации (Канада), сотрудник Научно-исследовательского центра судебной экспертизы и криминалистки Калужского государственного университета, член редколлегии журнала «Психотерапия», член редсовета «Российского психологического журнала» (Онтарио, Канада).
Дроздов Дмитрий Сергеевич - главный специалист Московской службы психологической помощи населению, член Федерации Психологов-Консультантов Онлайн (Москва, Россия).
Ионов Юрий Анатольевич - практикующий психолог, специализации – телефонная психологическая помощь, семейная психология и психотерапия. Опыт работы с 1994г. - 19 лет практики консультирования и тренингов.
Вице-президент РАТЭПП (Российская Ассоциация телефонной экстренной психологической помощи), (Россия, Туапсе).
Камин Андрей Александрович - практикующий психотерапевт, президент РАТЭПП (Российская Ассоциация телефонной экстренной психологической помощи). Представитель Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги в Нижегородской области (Россия, Нижний Новгород).
Меновщиков Виктор Юрьевич — кандидат психологических наук, доцент, ректор Института консультативной психологии и консалтинга (ФПК Онлайн-Института), президент Федерации Психологов-Консультантов Онлайн, супервизор Московской службы психологической помощи населению, автор руководств «Введение в психологическое консультирование», «Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями», «Психологическое консультирование и психотерапия в Интернете», член Международного Общества Психического Здоровья Онлайн (ISMHO, США), Член Общества человеко-центрированного подхода, (Москва, Россия).
Петроченко Нина Алексеевна – начальник отдела Телефон Неотложной Психологической помощи Московской службы психологической помощи населению (Москва, Россия).
Постников Иннокентий Валериевич – заместитель начальника отдела Телефон Неотложной Психологической помощи Московской службы психологической помощи населению (Москва, Россия).
Сергеева Елена – психолог, MA in Counselling Volunteer Telephone Counsellor Trainer. Имеет опыт работы на Лайф Лайн, Токио, Япония (Москва, Россия).